alena_15: (Default)
[personal profile] alena_15
Два интересных поста в ленте - на смежные темы.

От [livejournal.com profile] marina_ogor

Когда в СССР начали платить пенсии?

"Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.

История оказалась интересной.

Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.

Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам - деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. - 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).
Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). И только при Хрущёве, начиная с 1956 г., пенсии стали расти. Было бы интересно узнать, если кто в курсе, каковы были пенсии ваших бабушек, прабабушек/дедушек, прадедушек в 30-60-е гг. 20-го века.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит абсолютно благообразной и, не побоюсь этого слова, человечной. К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 - до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, когда пенсионер погибал на дуэли - в этом случае их вдовы лишались материальной поддержки (жестоко, да).

Пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был. Ну то есть не привлекался, не был судим, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте.

Также пенсии лишали те, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.


И Денис Драгунский -  о проблеме «стиснутых поколений»  (интересное понятие, да?)
ВЫЗОВЫ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ

"...от того, что гуманность и цивилизованность велит во что бы то ни стало ухаживать за стариками, в том числе тяжело больными, и продлевать их жизнь, насколько это только возможно, – от этого проблема никуда не девается.

Проблема огромной нагрузки на семью, на общество, даже на государственный бюджет, она все равно остается.
Увеличение продолжительности жизни связано с увеличением возраста, в котором люди обзаводятся детьми. Связь тут довольно проста: в современном индустриальном и особенно постиндустриальном обществе мужчины и женщины в пору своего физического и умственного расцвета заняты образованием, работой, повышением квалификации, творчеством, карьерой, а не семьей. Только в таких условиях бурно развивается наука и техника, что позволяет достичь существенных прорывов в медицине, да и просто в комфорте и безопасности жизни.

О семье и особенно о детях речь заходит, когда люди имеют возможность слегка выдохнуть. Что-то сделано в работе, достигнут желаемый социальный уровень, выплачена большая часть долга за жилье. Обычно это бывает к 35–40 годам. Заработали себе на ребенка.

В результате мы получаем череду так называемых стиснутых поколений. Стиснутых между малолетними детьми и престарелыми родителями.

Сорокалетний мужчина одной рукой толкает перед собой детскую коляску со своим двухлетним ребенком, а другой рукой тянет за собой инвалидную коляску со своим восьмидесятилетним отцом.

Далее, увеличение продолжительности жизни – это, как правило (подчеркиваю, что не говорю о прекрасных исключениях), означает увеличение продолжительности старости. Ну или так: для того чтобы активная полноценная жизнь продлилась, скажем, на десять лет, например с 65 до 75, беспомощные и болезненные годы продлеваются как минимум на столько же.

Разумеется, это всего лишь мои наблюдения и впечатления, не более того. Однако мне кажется – и по биографиям моих родных и знакомых, и по литературе, художественной и мемуарной, – что в старые времена было гораздо больше людей, которые умирали здоровыми, так сказать.

Граф Кирилл Безухов хворал месяц или около того. Старый князь Болконский умер в два дня. Если бы они болели годами, сюжет великого романа был бы совсем другим. Пьер не стал бы богатейшим женихом России и не женился бы на красавице Элен. А княжна Марья не смогла бы принести Николаю Ростову столь солидное приданое.

Вся культура и вся повседневность в течение тысячелетий никак не включала ситуацию многолетнего (и часто дорогостоящего) ухода за беспомощными стариками. Цена цивилизованного «продленного умирания», бывает, подкашивает благосостояние целых семей.

То, что в прошлые времена могло бы стать наследством, перейти к следующему поколению в виде денег или иного имущества, теперь может уйти на оплату лекарств, врачей и сиделок.

И добро бы речь шла только о деньгах или вещах. Социальное самочувствие сильно меняется; сыновья и дочери, посвятившие себя уходу за престарелыми больными родителями, счастливы и несчастны одновременно; усталые, часто обедневшие, разрывающиеся между стариками и собственными детьми…

Что делать?.."  -
подробнее - по ссылке.

Date: 2014-05-21 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Этот текст есть где-то в ЖЖ у Дениса Драгунского? Мне было бы интересно прочитать комменты.

Date: 2014-05-21 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Да,
в жж мало комментариев -
http://clear-text.livejournal.com/436684.html#comments

А в ФБ, где я,собственно, наткнулась на этот текст - изрядно.
https://www.facebook.com/denis.dragunsky/posts/794525277239309
Но вот авторское:
"Стиснутое - это безоценочный термин. Это не значит "несчастное".

Date: 2014-05-21 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Спасибо, я прочитала там комменты. И вспомнила, ведь у меня был/есть пост на эту тему: Выстрел

Date: 2014-05-21 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Да, дорогая. Я читала - в первый же вечер нашего знакомства.

...Меня здесь еще один коммент потряс. Убийственный афоризм. Сразу после нашего с тобой разговора.

Date: 2014-05-21 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Да. И я еще подумала, любая - чрезмерная! - забота может привести к неожиданно нехорошим последствиям и не только в отношениях дети-родители, а вообще.

Date: 2014-05-21 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Это да.

Date: 2014-05-21 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Моя дочь на днях изобрела афоризм и чем больше я о нем думаю, тем больше правды в нем нахожу. А звучит он так.
Чем заботливее дети, тем ужаснее смерть их родителей.

Date: 2014-05-21 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Ох.
Страшный афоризм.

Date: 2014-05-22 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Ваша фраза настолько впечатлила моего мужа, что он вынес ее отдельным постом
http://wolf-gray.livejournal.com/482975.html

Date: 2014-05-22 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
А я целый день ее прокручиваю в голове - туда- сюда- и все же не соглашаюсь. :))

Date: 2014-05-21 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kuka-ja.livejournal.com
Спасибо, очень интересно! Моя бабушка, проработав более 20 лет в Ленинградском Морском Пароходстве бухгалтером, получала максимальную на 1956 год для служащих пенсию: 60 руб. (600 руб. - "старыми" деньгами) - и очень гордилась, что обеспечивает себя сама (Правда, существовала еще персональная пенсия местного (не знаю, сколько она была) и союзного значения -120 руб. - для членов КПСС и т. п.). Но в 70-х г.г. я подрабатывала в булочной в центре Москвы: "мои" бабушки брали хлеб "взаймы" - одна из них (крестьянка) получала пенсию ... 5 руб. с копейками, вторая - около 14 рублей (они мне приносили пенсионные книжки в залог)
(И, задним числом, я ночь не спала, когда не смогла найти Ваш жж однажды... Пишу, чтобы сказать: Вас читают и любят... Понимаю, что не очень хорошо делать это молча, но, большей частью, именно потому, что с Вами во всем согласная)))

Date: 2014-05-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
"ночь не спала, когда не смогла найти Ваш жж однажды..."
О. Это когда я в минуту душевного раздрая решила удалить аккаунт?
Простите. Надеюсь, больше такого не повторится.
Спасибо за добрые слова, правда - не ожидала.

И история про бабушек - вашу и тех, что брали хлеб "взаймы" - очень интересны и убийственно характеризуют, увы...
Я про свою бабушку помню, что ее пенсия - в конце 70-х - была 104 рубля, это были очень-очень неплохие деньги. И баловала она меня что есть сил...

Date: 2017-02-15 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana rubanova (from livejournal.com)
Ближе к концу 60-х, мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых, моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. А так, жили тем что выращивали на своем огороде. Бабушка прожила 90 лет и часто вспоминала "царский режим", рассказывала как жили при царе и при советах. Напичканной коммунистической идеологией, мне, тогда ее рассказы были не понятны, сейчас вижу всю трагедию и весь ужас сломанных человеческих судеб!

Date: 2017-02-15 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Досталось тому поколению, что и говорить.
Но и наше будущее не представляется мне светлым, увы, увы. Живу одним днем.

(расскажите, а как Вы ко мне зашли? Старый пост, неизвестный автор. Любопытствую)

Date: 2014-05-22 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marsan59.livejournal.com
Моя бабушка много лет работала техническим редактором в издательстве военно-медицинской академии в Ленинграде, дедушка был бухгалтером. Дедушка пережил блокаду. Пенсия на двоих у них была 103 рубля. И всё, больше ничего. Жилось трудно.
А ещё однажды я разговорилась со старушкой в Псковской области, она жила одна, вдова, дети уехали в город. У неё пенсия, после работы в колхозе всю жизнь, была 12 рублей. Я её спросила - как она выживает, она сказала - картошку растит в огороде и этим питается. Ей было хорошо за 70, еле ходила. Жуть!

Date: 2014-05-22 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Ох, Мариш.
Мне даже читать это больно.

Profile

alena_15: (Default)
alena_15

March 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 06:20 am
Powered by Dreamwidth Studios