alena_15: (Default)
[personal profile] alena_15

Прочитано в ФБ, сохраню себе.

Новая русская жизнь в еврейской стране

Автор ТУТиТАМ Алина Ребель рассказывает о «путинской алие» в Израиль, участницей которой стала она сама.

Нас назвали «путинской алией». «Алией» в Израиле называют имиграцию: это от ивритского слова «לעלות» (подниматься), потому что в Израиль не эмигрируют — в него «поднимаются». А «путинской» потому, что никуда бы мы так и не поднялись, если бы не произошедшее в России за последние три года.

Мы уже третья «большая алия» из России и с постсоветского пространства. И все получили свое название.

У первой самое приятное, потому что идейное. Они уезжали не столько откуда, сколько куда. Просачивались в едва открывшуюся лазейку (выстаивали долгие очереди в ОВИРе, продавали нехитрый скарб) и отправлялись в страну, о которой, в сущности, знали только по священным книгам. Их назвали «сионистская алия». Они ехали строить Израиль.

Потом пришли 90-е, границы открыли, а есть стало нечего. Помните, сахар по карточкам и 200 граммов масла в одни руки? Их назвали «колбасной алией». Назвали, конечно, те, кто алия «сионисткая»: мы, мол, ехали за идею, уезжали как в гроб ложились, в аэропорту нас провожали навсегда. Мы тут страну строили на болотах, а вы приехали на все готовенькое. Теперь вот приехали мы. И тут же получили свою порцию неприязни: алия 70-х уже подуспокоилась, оторвавшись на алие 90-х, а вот те, кто уехал в 90-е, взялись за вновь прибывших с завидной страстью. Не все, конечно: Израиль — страна очень щедрая, и здесь, несмотря на резкий восточный темперамент, народ очень отзывчивый. Но бывает всякое. И нас, конечно, обвиняют в том, что Израиль для нас был «запасным аэродромом», в который мы сбежали, когда хвост стал гореть.

Здесь сложно спорить. При всей моей любви к Израилю (бывала здесь по несколько раз в год, учила иврит в Москве) и огромном желании тут жить, я никак не могла принять решение. На одной чаше весов были чужой язык, на котором я никогда не смогу писать, и отсутствие понятных перспектив; а на другой — хорошая работа с командировками на европейские кинофестивали, друзья, понятные социальные связи и привычка.

Но выйти из зоны комфорта помог-таки национальный (не израильский) лидер. После очередной тронной речи, где было про «Крымнаш» и «пятую колонну» я позвонила в посольство Израиля. И оказалось, что тронную речь слышала не я одна. В посольстве мне сказали, что могут записать меня на прием к консулу только на август (дело было в феврале). Каждый день консул выдавал (или не выдавал) визы на ПМЖ десяткам желавших уехать.

Фото: ru24news.ru

Кто-то понимал чисто теоретически, что ничего хорошего война с Украиной и жесткая риторика не сулят. Кто-то столкнулся уже реально: отняли бизнес или право на профессию, побывали на допросах в СК или просто узнали, что на них заведены дела с обвинениями разной степени абсурдности. Нас как будто выдавливали из страны с брезгливостью и раздражением, как остатки зубной пасты: вроде как и использовать надо до конца, и избавиться хочется как можно скорее. Так получилась «путинская алия».

Она, конечно, изрядно отличается от всех предыдущих волн иммиграции. В большинстве своем приехавшие сейчас до недавнего времени жили в стране исхода очень неплохо: строили карьеру, писали книги, делали бизнес, много путешествовали, много видели. Поэтому эмиграция, с одной стороны, не казалась чем-то отчаянно страшным: между ТУТ и ТАМ — всего четыре с половиной часа лету, а не бесконечное путешествие на пароходе или первая в жизни поездка за границу. С другой же — если не было ни перспектив, ни надежды, и уезжать не так страшно. А вот когда у тебя за спиной положение в обществе, хороший доход и вполне устроенная еще вчера жизнь, крах этого всего переживается гораздо тяжелее. Говорят, все эмигранты переживают эту пересадку, вырывание себя с корнями, почти умирание — очень тяжело.

Фото: 333v.ru

Нашей алие тоже приходится несладко. Кто-то признается, кто-то — нет, но почти все ко второму году эмиграции понимают, что это не туризм. И что при всей своей солнечности Израиль страна очень жесткая, очень дорогая и очень все-таки непонятная во многом. Это если не считать войну каждые два года и регулярные теракты. И понятно, что того положения и того дохода, который был в стране исхода, здесь или не будет, или будет, но очень нескоро. И что на приеме у врача ты вдруг начинаешь себя ощущать «таджиком в Москве»: с трудом объясняешь, что именно у тебя болит, с еще большим трудом понимаешь, чем именно тебя собираются лечить. Но есть и другая черта нашей алии, которая дала ей второе название — «алия деятельных». Несмотря на настойчивые советы «доброжелателей» «хлебать дерьмо ложками» (в смысле идти ухаживать за лежачими стариками или убирать квартиры), мы пока лелеем надежду, что Израилю пригодятся наши таланты и наработанные навыки. И понимаем к тому же, что здесь тесно, небольшой рынок, а потому — большая конкуренция. А значит, нужно пытаться создавать свое поле, свое пространство, собирать свою новую жизнь по кирпичикам. И вот бывший издатель и литературный критик открывает книжный магазин, бывший владелец телеканала производит стильные и вкусные подарки, знаменитый тренер создает здесь школу тренеров… А мы с друзьями создали проект «Шакшука.ru» — онлайн-журнал, в котором представители всех волн эмиграции разбираются, что же такое все-таки Израиль и с чем его едят.

Появляются очаги новой русской жизни: лекции, кинопоказы, встречи. Мир становится привычнее и понятнее, связи теснее, и уже говорят о том, что новая алия так же изменит облик Израиля, как все предыдущие. Алия 70-х действительно построила рай на болотах, алия 90-х обогатила Израиль врачами, учителями, инженерами, создала театры и картинные галереи. Мы пытаемся создавать новое культурное пространство, новые смыслы, новые медиа.

Время от времени мы в ужасе смотрим вперед: ведь новое очень нескоро начнет приносить доход, а жизнь в Израиле безумно дорогая. Каждый день мы все лучше понимаем иврит и врастаем в новую жизнь, осознав, что, несмотря на то, что границы все еще открыты, нашбилеттоже — в один конец. Это и страшно, и стимулирует одновременно. С каждой новостью из страны исхода становится все очевиднее, что наша эмиграция — не затянувшаяся поездка к морю. И теперь все, что мы умеем и знаем, там уже точно не нужно, а тут еще не очень востребовано или не приносит желаемый доход. Но это путь. И хоть порой, когда я смотрю на своих товарищей по алие, мне вспоминается белогвардейская эмиграция, думаю, финал будет гораздо светлее.

Date: 2016-05-20 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Символичная цитата: Алия 70-х действительно построила рай на болотах, алия 90-х обогатила Израиль врачами, учителями, инженерами, создала театры и картинные галереи. Мы пытаемся создавать новое культурное пространство, новые смыслы, новые медиа. Задумалась: что из этого всего нужнее?
Edited Date: 2016-05-20 01:01 pm (UTC)

Date: 2016-05-20 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

Трудно сказать, невозможно сравнивать.
По мне так уважения заслуживают и те, и другие, и третьи.

Date: 2016-05-20 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] larafr.livejournal.com
А почему пост подзамочный?

Date: 2016-05-20 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Потому что сохранила его для себя и не для того, чтоб спорить поэтому вопросу.
Ссылка на статью, что в открытом доступе, имеется.

Date: 2016-05-20 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] larafr.livejournal.com
А, ок... О чём тут спорить? Кто лучше? :)
Я б на месте своих родителей таки уехала в 70-х, не говоря уж о бабушке.

Date: 2016-05-20 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

Думаю, что в 70-х это было гораздо трудней.

Date: 2016-05-20 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] larafr.livejournal.com
Мм... не знаю. Когда мне было лет пять, помнится, уезжал сосед - "парикмахер из кооперативного дома". Разговоров было много. Но он всё-таки уехал.

Date: 2016-05-20 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Я помню пару очень печальных историй из той поры.

Date: 2016-05-20 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Алён, и печальные, и счастливые истории есть во всех периодах.

Date: 2016-05-21 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

Да, но. Я имела в виду ужасы, связанные с процедурой отъезда.

Date: 2016-05-20 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] marina-ogor.livejournal.com
интересно, Алёна. спасибо за перепост.

Date: 2016-05-20 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

))
Вот и меня заинтересовал пост, сохранила. Есть о чем подумать.

Date: 2016-05-21 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
не совсем точно, конечно, про алию. 70-е - далеко не первая, на болотах строили гораздо раньше...
И насчет идейности тоже не совсем так.

"Новое культурное пространство" - мдя...

Date: 2016-05-21 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Вот и я о том же.

Date: 2016-05-22 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Может, мы уже ворчим по-ватиковски?)

Date: 2016-05-22 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Может быть, может быть. Но списки достижений-нововведений впечатляют.

Date: 2016-05-22 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
...при очевидном незнании истории.

Date: 2016-05-22 08:48 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
Да, девушка удивится, когда узнает, какую алию здесь называют второй ))

Date: 2016-05-22 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
вот правда же?

Почему не почитать о стране, где ты собираешься жить?

Date: 2016-05-22 08:57 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
Ответ - в заголовке статьи. Потому, что девушка собирается жить Новой русской жизнью в (пока еще) еврейской стране. Сапиенти сат.

Date: 2016-05-22 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
и потом - не навсегда же)

Date: 2016-05-22 09:07 am (UTC)
gennadydobr: (Gennady)
From: [personal profile] gennadydobr
О, да, спасибо, Саша, за важное дополнение!
В реплике ниже не упомянул это продолжение, хотя таких помню много. Это очень личное, и никогда не знаешь заранее, что перевесит в человеке - жажда быстрого преуспеяния или непонятно откуда берущаяся любовь к этой земле...

Date: 2016-05-22 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
правда.

Date: 2016-05-22 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
"какую алию здесь называют второй" - какую, Гена?

Date: 2016-05-22 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Да, неожиданно.
Видимо, я тоже рассуждаю штампами)) - и считаю с 1913 года начиная с 70-х

Спасибо за ликбез!

Date: 2016-05-21 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vincenati.livejournal.com

Не знала, что начался поток. Если выделили в третью алию.
Это всегда трудно. Но гарантировано,  что детям будет намного лучше.

Date: 2016-05-22 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
" начался поток" - о, это уже известный факт. Причем у этого потока свои особенности, огромный процент из столиц- Москвы-Питера. Приезжают люди с деньгами, покупают квартиры, кто-то продолжает работать на удаленке в России, кто-то осматривается здесь.

"Это всегда трудно. Но гарантировано, что детям будет намного лучше."
Это так.
Где-то читала, что первому поколению эмигрантов всегда трудно, только дети могут в полной мере воспользоваться преимуществами переезда.

Date: 2016-05-22 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] vincenati.livejournal.com
Про последнее и я могу сказать. После 25 лет в Италии. Но всегда, когда была в Израиле чувствовала, что там тут же считаешь себя изратльиянином,а Израиль -родиной. Что не скажешь про мою Италию. Итальянкой не стала и не стану.

Date: 2016-05-22 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Спасибо, что поделились. Очень интересно.
У меня с Израилем - странно. Прилетаю туда как домой, тепло и радостно. Но в какой-то момент начинаю чувствовать себя гостем) - все вокруг работают, а я одна как стрекоза радуюсь жизни, как-то нечестно получается!

Date: 2016-05-22 08:37 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
Смущают меня такие смелые обобщения. Мы... Нас... Нам... На моей памяти разговаривающих так спустя некоторое (совсем небольшое) время я нахожу около различных окологосударственных кормушек - комиссии, проекты, объединения, центры... Затем - в партиях, старых и новых. Ничего не имею против лично автора, но - тенденция такая существует, и подобных карьерных взлетов могу припомнить не один и не два...

Александра дополнила этот маршрут еще одним закономерным пунктом. Не нашедшие здесь быстро всего желаемого заканчивают часто свою алию еридой - спуском. Так называется на иврите отъезд на жительство в другие страны. (Предполагается, что Земля Израиля - высшая точка этого мира, и, удаляясь от нее, автоматически опускаешься в духовном плане.)
Edited Date: 2016-05-22 09:23 am (UTC)

Date: 2016-05-22 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] luukphi-penz.livejournal.com
Ну, раз существуют окологосударственные кормушки и кто-то должен из ник клевать, так почему бы не говорящие по-русски? Пусть думают, что создают "новое культурное пространство". Мне не жалко!

Date: 2016-05-22 12:32 pm (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
По моему, это зло и разврат. Растление юных неопытных душ. Горе соблазнившему хоть одного из малых сих.

...И пряников, кстати, всегда не хватает на всех ))

Date: 2016-05-23 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] luukphi-penz.livejournal.com
С максимами из евангелий не спорю - Б-г с ними. А вот насчет пряников... Похоже, что хватает. Ну, если не на всех, то на большинство. Недавно читал результаты серьезного репрезентативного опроса израильтян на тему довольны ли они жизнью. И, представляете, склочный наш соотечественник в большинстве своем (64%) да, жизнью доволен. Т.е. пряников хватает на всех, кто в состоянии и не ленятся их подбирать.

Date: 2016-05-23 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
64% - хороший результат. Два из трех. Но я почему-то думаю об оставшихся процентах, о тех, кто не смог себя найти в новой жизни.

Date: 2016-05-23 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] luukphi-penz.livejournal.com
Не совсем так. Оставшиеся проценты недовольны жизнью, но это не значит, что пряников им совсем не досталось. У кого-то глаза завидущие - не может терпеть, что у соседа больше, а кто-то считает, что он заслуживает по своим талантам много большего.
Опрос проводился среди всех израильтян. А ты упоминаешь тех, кто не нашел себя в новой жизни, т.е. репатриантов. Но ведь сейчас времена относительно вегетарианский. Если кому-то плохо, не нужно терпеть. Можно вернуться, можно, как часто делают, перебраться в Канаду.

Date: 2016-05-23 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
"Опрос проводился среди всех израильтян. А ты упоминаешь тех, кто не нашел себя в новой жизни, т.е. репатриантов. "
О, кстати да - я неправильно прочитала. Да, тогда расклад другой.

"глаза завидущие" - ну как же без этого!))
" Если кому-то плохо, не нужно терпеть. Можно вернуться, можно..." - от себя не убежишь. Чаще проблема в самой личности, а не в том, где она обитает и не в окружении.)

Date: 2016-05-23 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] luukphi-penz.livejournal.com
Совершенно согласен

Date: 2016-05-23 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Рада нашему единодушию.
После несовпадения в собачьем вопросе побаивалась, вдруг возникнут еще острые темы!))

Date: 2016-05-22 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Дорогие мои друзья [livejournal.com profile] sova_f, [livejournal.com profile] tata_akivis, [livejournal.com profile] humorable,
[livejournal.com profile] gennadydobr , [livejournal.com profile] luukphi_penz!

Так сложилось, что я сохранила этот пост, а отвечать на комментарии не успевала (хотя прочитывала их почти сразу).
Я вам очень благодарна за написанное, и отдельно - за "непонятно откуда берущуюся любовь к этой земле..."

Profile

alena_15: (Default)
alena_15

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 15th, 2026 05:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios